Salin.Al.Ru
Биография
Публицистика
Беллетристика
Учебная литература
Наука
Фотоработы
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ

В мире ритмов и циклов

Жизнь-то, она такая, полосами, - изрекают Диогены нашего времени в ответ на измышления своих обвинителей. Сколько лет, столько и зим, есть приливы и отливы, запои и просветления, взлеты и падения, и волна то накатит, а то откатит. И не было бы минуса, откуда мы смогли бы узнать, что такое плюс?

Мы живем в мире ритмов и циклов. Так что же это такое?

Много лет занимался я изучением ритмично построенных толщ горных пород. Наиболее понятным для неспециалиста примером могут служить угленосные накопления. Они имеют обычно такое строение. В низу отдельной угольной пачки лежит конгломерат, то есть скопления камешков-голышей, выше на этот слой ложится гравий, потом песок, который становится все более и более мелким и наконец переходит в глину. Венчается вся пачка угольным пластом. Выше начинается следующий слой конгломерата, на котором снова лежит гравий, песок, глина, затем уголь, на который налегает новая пачка, и так далее и так далее. Иногда суммарная толщина таких пачек всего угленосного комплекса, допустим, в Донбассе, достигает нескольких километров.

Последовательность горных пород можно обозначить буквенными символами - ABCDE, ABCDE, ABCDE... Обратной последовательности EDCBA здесь как правило не наблюдается. Так вот, когда ряд повторяющихся явлений образует полный круг - есть и прямая ABCDE, и обратная последовательность EDCBA, - то мы имеем дело с цикличностью (слово cyclus по латыни как раз и означает круг, отсюда Циклады - архипелаг островов, кругообразно расположенных вокруг главного острова Делоса, отсюда мотоцикл и т. д.), а когда постепенной возвратной последовательности нет, когда возврат от последнего элемента E к начальному A осуществляется скачкообразно, мы имеем дело с ритмичностью.

Существует, однако, и прямо противоположная традиция в научной терминологии, и то, что одни исследователи называют циклом, другие называют ритмом, и наоборот, почему и приходится иногда слышать о несусветном бедламе в практике обозначения понятий. Ну да ладно, посочувствуем бедным ученым и займемся более содержательным делом, чем расшифровка зашифрованных текстов.

Почему нам не больно в мире X-лучей, фенолов и стиморолов

Кришнаиты утверждают: человек есть то, что он ест. И совершенно не случайно, и не только в русском языке, так созвучны слова "есть" в смысле питаться, и "есть" в смысле быть в наличии, существовать. Но ведь человек строит себя не только из продуктов питания, - нет, его формировала в процессе эволюции и окружающая атмосфера, и звук, и свет, цвета и оттенки, ароматы природы и ее тонкие вкусы. И человек без памяти, личной, исторической, генной и эволюционной, о впечатлениях, эмоциях, стремлениях и переживаниях - не человек вовсе, и даже не живое существо вообще, это только механическая игрушка, пусть и построенная из органической материи. И раз мы живем в мире ритмов и циклов, регулярных повторений, нескончаемых возвратов чего-то одного и того же, однотипного, знакомого и близкого, то и эта ритмичность стала потребностью, мы нуждаемся в ней не меньше, чем в хлебе и воздухе, мы выросли именно такими благодаря тому, что мир был именно таким, и вот наш организм, не только наше тело, но и наша духовная и интеллектуальная сущность, ждет, требует, испытывает чувство голода по всему тому, что было условием нашего формирования с самого момента нашего рождения, с самого возникновения рода человеческого, с самого начала развития всего живого, с самого возникновения этого мира.

Но студентов такими половинчатыми решениями не проймешь. Первокурсник, он дотошный, - а если бы все было наоборот, и мы, живые существа, развивались бы не в атмосфере кислорода, а среди диоксинов, бензапиренов и метилмеркаптанов, ведь тогда для нас был бы необходимым, полезным и приятным газ именно такого состава, а от кислорода мы бы задыхались, разве не так?

О том и известный анекдот Арта Бухвальда, - житель Нью-Йорка, попавший в Спокан, город с самым чистым в Америке воздухом, начал задыхаться от изобилия кислорода, и его спас таксист, давший ему подышать за десять долларов из выхлопной трубы своего автомобиля.

И я вынужден соглашаться с беспощадными своими оппонентами, - да, если бы мы сформировались не в нашей прекрасной природе, а в том Зазеркалье, где все наоборот, то и мы припадали бы к источникам жестких рентгеновских излучений, выискивали бы зоны повышенной радиации, фтороводородные фумаролы и сольфатары, но... Так уж получилось, мы не виноваты... И потому тысячу раз прав вождь Сиэттл, - зачем жить, если не можешь услышать жалобный крик одинокого козодоя и спор лягушек ночью у пруда? И природные эти звуки - бальзам для души и тела, а ритмы молодежного рока и хэви мэтла полезны нам ровно настолько же, насколько и X-лучи, фенолы и стиморолы.

Если нашу натуру сформировали песни соловья, шорох листвы и журчание ручья, то не оттого ли такие чудища вырастают на асфальте, что не слышат они звуков природы, а если и слышат, то только в записи на магнитных носителях, а наслаждаться соловьем по телевизеру это все равно что целоваться в противогазах, не так ли, коллеги?

Так вот, есть ощущения удовольствия и ощущения неудовольствия, неблагополучия. Мы радуемся, когда получаем то, что нам нужно, что нам полезно, мы испытываем от этого наслаждение. А когда на нас обрушивается то, что нам и задарма не надо, нам становится неприятно, мы ощущаем неудовольствие, отвращение. И если что-то нам вредно, опасно, то мы ощущаем боль. Это сигнал крайнего неблагополучия. Если с этим неблагополучием мы познакомились давным-давно, то мы успели выработать и реакцию на него. И потому мы совершенно непроизвольно отдергиваем руку от огня, инстинкт заставляет нас закрывать глаза и отворачиваться от чересчур яркого, слепящего света.

Но если некоторых опасностей не существовало в течение миллионов лет эволюции, если они появились недавно, если они новейшие, искусственные, то организм еще не научился замечать их и сигнализировать нам о них. Таковы все порождения научно-технического прогресса вроде радиации, жестких рентгеновских излучений. Потому-то мы и не вопим благим матом, когда самая страшная беда подкатывает к нам тихой сапой, когда она подступает вплотную, когда она обступает, обволакивает, проникает внутрь, пронизывает нас насквозь... А мы - не видим и не слышим... Поэтому нам и необходимы в этом искусственном мире искусственные датчики для сигнализации об искусственных опасностях.

И снова - студенты: ну вот, опять вы нам про эволюцию, а сейчас научно-технический прогресс, и нынешние процессы резко ускоряются, и сам человек изменяется во много раз быстрее, чем раньше, так что и к жестким излучениям мы успеем приноровиться или выработать физиологические механизмы защиты. Может быть, вы и правы, соглашаюсь я, но человек, который стал способным на такие быстрые изменения, да еще на такое согласие с искусственной своей средой, остается ли он человеком? Что ж, со вздохом принимают и мои контраргументы вечные мои противники, мутантами становимся... Или уже стали...

Вообще-то не очевидно даже то, что всех этих жестких излучений раньше не было в природе.

Например, космические лучи. Они были всегда, но до нас, живых существ, не доходили. Потому что Земля - уникальное небесное тело, это бронированная планета, у которой есть озоновый слой, магнитное поле. Сейчас эти природные щиты разрушаются. И только нынче, начиная со второй половины двадцатого века, жесткие космические лучи стали действующим (на нас) фактором. Поэтому нам нужны приборы, нужны индикаторы и измерители степени опасности. То есть для нас все это новая, неведомая опасность, как и сниккерсы, памперсы и прокладки с крылышками.

Когда говорят, что нужно жить в соответствии с природными ритмами, то дело даже не в том, что мы должны были с самого начала времен подстраиваться, не могли не подстраиваться, под ритмы природы, - абсурдно же, в самом деле, зимой бегать голым, а летом надевать тулуп, или же сажать капусту осенью, а весной рассчитывать собрать урожай! - нет, все гораздо глубже. Если раньше человек составлял единое целое со всем своим природным окружением, то ритмы природы, хоть молекулярные, хоть клеточные, хоть глобальные, хоть галактические, жили внутри человека, составляли его - как хошь, так и скажи! - хоть внешнюю, хоть внутреннюю, а лучше - единую, целостную сущность! И наши внутренние "биологические" часы и есть внешние земные, солнечные, звездные часы. И в нашем пульсе бьется не наше сердце, это тикает хронометр Вселенной. "Пепел Клааса стучит в мое сердце", - говорил Тиль Уленшпигель, носивший на своей груди ладанку с пеплом костра, на котором инквизиция сожгла его отца.

Выпадая из внешней ритмики природы, мы тем самым нарушаем нашу внутреннюю ритмику, вносим разлад и раздрай в свою собственную целостную сущность, после чего нам неизбежно потребуется восстановление целостности, исцеление.

И не надо обольщаться тем, что мы не чувствуем никакого вреда, если живем не по законам природы. Это ощущение обманчиво, и оно только до поры. "В юности Аладар был настолько быстр, что тактика была ему просто ни к чему...", - говорили про выдающегося венгерского фехтовальщика Геревича его друзья. Но юность не вечна, очень скоро приходит время более трезвых оценок, и - твое счастье, если это не будет время расплаты за нарушения.

Так что принцип оценки - простейший: все естественное полезно, все искусственное вредно. С этих позиций попробуем проанализировать все ритмы и циклы, которые воздействуют на нас изнутри и снаружи.

Будем вести рассмотрение периодических явлений в последовательности от предельно короткопериодных ко все более и более длиннопериодным.

На самой короткой волне

Исследователю массовых явлений известна статистическая норма - наиболее часты случаи, близкие к среднему, крайности редки, и чем более они аномальны, тем реже встречаются. По-видимому, так было когда-то и со спектром электромагнитных колебаний, и коротковолновые излучения были достаточно редкими. Но прогресс перекраивает все по-новому. И если человеку понадобились для решения экономических, научных и технических задач проникающие жесткие излучения, то он и начал генерировать их во все большем и большем масштабе. И стали теперь эти излучения одним из самых массовых явлений нашей цивилизованной искусственной жизни.

Не только ученые, технические специалисты, но и обыватели, домохозяйки, даже дети малые и несмышленые - все нынче живут посреди приборов, экранов, дисплеев и мониторов, и накрывают без разбора невинных и виноватых своими секторами облучения, зонами поражения и наведенными полями всевозможные передатчики, радары, отражатели и преобразователи... Конечно, человек предусмотрительный и состоятельный может отгородиться от внешней опасности надежными стенами, не пропускающими радиацию, но, крепко запирая свою овчарню, не запирает ли он внутри и волка? Все равно телевизоры, компьютеры, мобильные телефоны и микроволновые печи останутся неотъемлемой частью его быта, а они-то и являются главными источниками опасности для жизни.

Вот говорят, потенциальная опасность от экранов теперь учтена и с помощью самых хитроумных изобретений устранена, смотрите себе на здоровье ваши любимые развлекательные программы и мыльные оперы! Но почему-то все же рекомендуют пользоваться ПДУ - панелью дистанционного управления - чтобы пореже походить к телевизору, и советуют ограничивать по возможности время сидения перед телеэкранами, особенно детям и, боже упаси, беременным женщинам. Ну, а те женщины, которые еще не беременны, они же хранят в себе клетки, которые не сегодня, так завтра станут человеческим плодом, им разве не надо уберегать от деформаций основу будущего организма? А мужчины, которые тоже внесут свой вклад в наследственность пока еще не зачатых детей? ...Не вредно было бы включать в комплект к телевизионному приемнику, кроме ПДУ, еще и по свинцовому фартуку для каждого зрителя.

А разве только воспроизводственный аппарат человеческий повреждается искусственными излучениями? Нет, он просто наиболее сложный и уязвимый, и последствия вредного воздействия на него наиболее заметны - хотя бы по всплеску патологических и болезненных отклонений у рождающихся детей, по росту количества злокачественных новообразований...

Но ведь и на все прочие органы человека, взрослого человека, сильного и здорового, обрушивается та же беда! Даже проходя под линией высоковольтной электропередачи, ты получаешь дозу. Но тут хоть ты все видишь, провода - над головой. А всевозможные подземные кабели, а волноводы, а лучи, идущие от спутников к наземным объектам и от них на спутники? А сколько всего такого, о чем мы даже не догадываемся, но все это уже существует, действует, или пока еще проектируется, или хотя бы изобретается, открывается? Наука, она не дремет, технический прогресс неостановим!

Трамвай прогромыхал под окнами, - на экране телевизора сразу поднимается снежная вьюга, а что же сердце, оно разве не чувствует, а нервные импульсы, которые бегут от печени, суставов и мышц, они разве не нарушаются, а в сложнейшем переплетении синапсов и нейронов головного мозга что, не начинается метель, смятение и сумятица? А тончайшие процессы психики? И что, не существует связи между вспышкой психических расстройств и взлетом достижений в системах передачи сигналов и дистанционного управления механизмами?

Читаю экологический отчет о состоянии окружающей природной среды в Новосибирской области за 1995 год. "Техногенные неионизирующие излучения (электромагнитные и неэлектромагнитные) часто оказывают значительное влияние на медико-биологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку. Возмущения естественного электромагнитного фона в природе играют важную роль в функциях регуляции организмов вообще и течении патологических процессов в частности. В санитарно-эпидемиологическом аспекте искажение электромагнитного фона всевозможными способами (не обязательно электромагнитными) является, по существу, видом электромагнитного загрязнения.

Режим природных геоэлектрических, геомагнитных и ионосферных процессов может оказывать существенное влияние на повседневное массовое самочувствие людей, на течение болезней, их инициацию и иногда играет одну из главных (хотя и скрытых) ролей в ухудшении здоровья. Частота болезней существенно различается в городе и вне его даже для одного и того же человека: ребенок, вывезенный за город, болеет значительно реже, чем в городе. Это может свидетельствовать о резком различии в состояниях иммунной системы. Электромагнитный шум от городской промышленности, транспорта и т. д. превосходит флуктуации естественных полей в тысячи раз (курсив мой - Ю.С.), в том числе в биочувствительном диапазоне частот, таким образом маскируя ритмику естественных управляющих тонких воздействий на организм. Иммунная система в этих условиях может испытывать расстройство: имеются данные об иммунодепрессивной роли очень слабых (порядка 1 в/м) переменных электромагнитных полей" [1].

Я не знаю, во сколько тысяч (может, миллионов) раз излучение от мощных радарных установок стратегического назначения превосходит естественный фон, но вот ребята, служившие на них, рассказывали, что птицы, пролетающие над антеннами, падают на землю жареными. Конечно, солдаты, может, и преувеличивали, документальных свидетельств, само собой разумеется, нет, но не думаю все же, что эти рассказы целиком придуманы. Мощь нынешней техники поражает воображение.

Как видите, ущерб здоровью от электромагнитных излучений может быть двояким: косвенный - они блокируют полезное воздействие естественных полей, и прямой - они разрушают иммунную систему. Так что если вы заболеете СПИДом, не спешите искать виноватых среди медсестер и сексуальных партнеров. Виновата цивилизация, виноват город, виноваты технические наши достижения.

Техногенные загрязнения поля особенно опасны в зонах напряженного вертикального энергообмена, там, где осуществляются глубинные перетоки энергии между земными недрами и космосом. Здесь в районах расположения радиостанций, локаторов, ускорителей заряженных частиц, линий высоковольтных электропередач часто регистрируются бросающиеся в глаза необычные свечения в виде шаров, овалов, сигар, крестов, за которыми прочно закрепилось название НЛО.

"Все это вызывает биологический дискомфорт, повышение частоты патологий (часто эти зоны именуют геопатогенными, хотя они могут иметь и техногенное происхождение. Правильнее применить к ним термин "зоны биологического дискомфорта").

По предварительным данным, имеющимся в Институте геологии, геофизики и минералогии СО РАН, можно видеть, что светящиеся образования чаще всего встречаются в Центральном и Железнодорожном районах, с пиком в районе станции метро "Красный проспект". Распределение свечений широко разливается на промышленно развитые районы правобережья (Калининский, Дзержинский). На левом берегу плотность увеличивается в районе телецентра и по направлению к Толмачево" [2].

Наши естественные геофизические поля формируются под мощным воздействием Солнца, нынче же на периодические изменения режима солнечной активности накладываются искусственные возмущения.

"На Земле хорошо заметен всеобщий климатический разбаланс, который сильно стимулируется и хозяйственной деятельностью (добыча полезных ископаемых, ракетные пуски и др.). Началась геодинамическая активизация планеты (землетрясения, цунами, циклоны, наводнения и т. д.).

Нарастание мощности энергоперетоков прямо влияет на состояние здоровья. Можно уверенно прогнозировать существенное нарастание геофизически обусловленных форм патологий. Например, 29 октября 1994 года, во время мощной внезапной геомагнитной бури, значительно возросло число обращений в "скорую помощь".

Важно заметить, что в этих условиях (общей геофизической активизации) возрастает и провоцирующая на срывы роль техногенного насыщения активных зон. Энергоемкие производства и эксперименты по незнанию могут попасть именно в точки интенсивных энергоперетоков и существенно повлиять на последние. Территория Новосибирска вообще сильно техногенно нагружена. В энергоактивных местах может происходить наложение естественных и искусственных факторов нагрузки. Это приведет к повышению вероятности появления там свечений или (и) частоты патологий" [3].

Среди электромагнитных колебаний наибольшее влияние на нас оказывают излучения светового диапазона. По некоторым данным, около девяноста процентов впечатлений человек получает через зрительное восприятие.

Какие же цвета для нас самые полезные, самые необходимые?

Сколько себя помнит человек, его всегда окружало пышное зеленое царство, и над ним расстилалось и радовало глаз чистое голубое небо, а во многих краях оно к тому же и смыкалось у горизонта с голубым морем. Это и есть зрительная норма нашего развития и существования. Вот эти-то цвета и будут для нас вечно успокаивающими, исцеляющими, врачующими...

И потому внутренняя отделка помещений должна быть выдержана в зеленых или голубых тонах, чтобы меньше утомлялся человек, проводящий в этом помещении значительную часть своей активной жизни.

Красный, оранжевый цвета - это цвета огня, крови, тревоги и опасности. Они не дают успокоиться, они бросаются в глаза, и потому цветки энтомофильных растений должны вырасти такими полыхающе яркими, они не случайно так выделяются среди окружающего фона. Вот и человеческие наши красавицы стараются полыхать так же вызывающе ярко, воспаляя, воспламеняя взоры всех потенциальных поклонников, предупреждая за два квартала - опасно, сгоришь дотла в огнедышащей лаве любви!

Магия слова

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести...
Александр Межиров

Устную речь мы воспринимаем своими органами чувств как колебания воздуха. В воздействии слова многое определяется этими чисто физическими параметрами звуковой волны. Если мы слушаем речь на неизвестном нам языке, то смысл не участвует в восприятии. Тем не менее даже в этом случае впечатление бывает очень сильным. И диктуется оно музыкой речи - ее мелодией и ритмикой.

Самыми авторитетными специалистами здесь надо признать кудесников слова - поэтов. А многие из них умеют не только писать по наитию свыше, как бог на душу положит, но и способны задуматься над загадкой чарующего, завораживающего воздействия поэзии, и даже больше - раскрыть тайну божественных глаголов. Вот что думает по этому поводу один из самых-самых музыкальных и гениальных - Перси Биши Шелли: "Поэзия - это особым образом построенная, прежде всего ритмическая, речь, порождаемая властной потребностью, которая заложена во внутренней природе человека" [4].

Это пульс Вселенной, который бьется в моем сердце, заставляет меня везде и во всем искать и находить одушевляющие ритмы природы. "Каждый, кто совершает переворот в области мысли, столь же обязательно является поэтом, и не только потому, что творит новое, или потому, что его слова вскрывают вечные соответствия сущего через образы, причастные к жизни истины, но и потому, что он пишет гармоническими и ритмическими периодами, заключающими в себе главные элементы стиха, - этого отзвука вечной музыки бытия" [5].

Спрашиваю студентов, - бывают стихи без рифмы? И они отвечают почти без запинки, - конечно, бывают! А стихи без ритма? После этого вопроса повисает заметная пауза, и все же результат припоминаний, раздумья и анализа тоже вполне уверенный: "Нет, стихов без ритма не бывает!"

Ну вот хотя бы:

Не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы трудных повестей о плку Игореве, Игоря Святославлича...

Или:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

И мы вместе с тучами тоже слышим радость, испытываем вдохновение, и вот мы уже летим вместе с буревестником над бушующим морем, так что дух захватывает от жуткой непредсказуемости каждого момента, от восторга перед величием и мощью природы...

Во время шторма, когда волны перекатываются по палубе с носа до кормы, всегда вспоминаешь, стоя на мостике, завораживающую ритмику горьковского "Буревестника".

И проза, чем она ритмичнее, тем поэтичнее. Часто читаешь чьи-то тексты, и сразу понимаешь, - для автора они не звучали ничьим голосом, потому что не ложатся они ни на язык, ни на слух, спотыкаешься на колдобинах и ухабах то здесь, то там, нормальная ритмика русской речи нарушена (ведь есть же она, есть, и даже когда вы слышите чей-то разговор, то сразу понимаете, на нашем языке или не на нашем говорят люди, хотя бы вы и не различили ни единого слова!), или лучше сказать, она вовсе не существовала. И зачем люди пишут то, что нельзя прочитать, - именно прочитать, не понять содержание, а произнести вслух?

И я всегда очень болезненно воспринимал редакторскую правку. Вот возьмет страж грамотности страничку рукописи, и чтобы доказать, что он не зря деньги получает, переставит пару слов или переделает фразу, мою фразу, над которой я так долго мучился, которая так долго меня не удовлетворяла, пока наконец, не зазвучала она в нужной эмоциональной тональности. А прикоснулась чужая рука - и живое слово умерло. Информация осталась, грамматическая правильность соблюдена. И все. Да разве речь создавалась для передачи информации? А как же вызвать у читателя чувство, как создать представления, образы со всеми оттенками и красками, интонациями, звуками и запахами? А ощущение соприсутствия, сопереживания? Не в мир же механизмов, схем и железок зовет тебя переселиться автор!

И языки очень отличаются друг от друга по своей эмоциональной окрашенности. Украинская речь мягка и напевна, немецкий язык, разбитый на акцентированные периоды с сильными ударениями, как будто специально создан для маршей и команд. Представьте себя на площади, где вы с толпой сверстников слушаете Гитлера! Хроники донесли до нас звуковой образ страстных призывов фюрера к германской молодежи. Его речи пробуждают, раскачивают, встраивают чувства массы в единый резонанс, объединяют толпу в коллектив, в целостный организм, задают нужный тон, захватывают единым порывом и ведут, ведут, ведут... Куда? Да ты уже потерял способность анализировать, туда ли, куда надо тебе, нет, ты плечом к плечу, слитным строем уже маршируешь, с лопатой или с винтовкой, и готов сам, без команды, кричать: "Sieg heil! Sieg heil!" Тут таланта мало, тут нужна гениальность. Гитлер - возможно, величайший оратор всех времен и народов - ни во что не ставил мертвую письменную речь.

А Фидель? Чем сможете вы удержать на площади миллионную толпу на протяжении нескольких часов? Конечно, страстью, конечно, нужными лозунгами, но попробуйте прочитать те же призывы по бумажке, пусть и более правильно и более эффективно и политически, и грамматически. Люди очень скоро начнут скучать, зевать, и вскорости разбредутся равнодушно. Не-ет, страсть должна быть отлита в чеканные периоды человеческого голоса, с подъемами и спадами, вспышками и затуханиями, с подчеркнутыми ударениями и оглушительными паузами... Только таким словом можно убить, можно спасти, и только таким словом можно повести за собой полки. Говорят, именно так выступали перед народом и Ленин, и Троцкий...

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоанн 1:1). Так передают на всех языках мира евангельский афоризм многомиллиардные тиражи библии. Однако в последнее время в некоторых переводах текст излагается совсем по-другому, лучше сказать, диаметрально противоположным образом - "...Слово было Богом" [6]. То есть богом был не Иисус, не отец небесный и не дух святый, нет, богом было слово. О том же пишет и Мартин Бубер: "Логос был Богом" [7].

Близким по содержанию было и движение русских имяславцев, среди которых - Павел Флоренский, Сергий Булгаков, другие видные русские богословы. Человеку, владевшему даром вдохновенного слова, нетрудно было придти к выводу, что божественна сама молитва, божественны сами имена Иисуса, Богородицы, божественными - по силе воздействия - могут, и должны стать, многие церковные ритуалы. Все зависит от того, как будет произнесено слово, как будет исполнен ритуал. "Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой..." И если ты вложишь в молитву надлежащее чувство, она произведет и надлежащее воздействие.

Молитва всегда должна быть заклинанием. Единственная молитва в исполнении Иисуса, донесенная до нас священным писанием, это "Отче наш". Евангелие написано на греческом. Неужели сам Иисус действительно читал эту молитву на языке еврейской интеллигенции и знати? Исключено. Основоположники религий и великих духовных учений общались с народом, они обращались к нему на языке, близком ему и понятном. Будда разговаривал с людьми не на классическом санскрите, а на простонародном пали. Иисус тоже проповедовал не на греческом, и даже не на иврите, требовавшем высокой литературной культуры, а на арамейском - поулошном семитическом наречии, скорее сирийском, чем еврейском, на чем-то вроде одесского жаргона Бени Крика. Так вот, когда молитва Иисуса воспроизводится на языке оригинала, "Отче наш" звучит завораживающе, сразу становится ясным, что это не окаменевший литературный памятник, а истинное заклинание, проникающее до самых глубин сознания и даже глубже, в целостную сущность человеческую.

И разве можно перевести поэтическое произведение на другой язык? Оно же потеряет главное в психологическом воздействии - ритм. У другого языка - другой ритм, так что передача смысла приводит к полной потере поэтичности, музыкальности, она затрагивает только верхнюю ледяную корку сознания, не проникая в глубину, в душу, эмоциональную сферу. Перевод - это попытка кукушки подражать пению соловья, говорил Мартин Лютер, основоположник протестантизма и создатель немецкого литературного языка.

Как можно понять суть ислама? Любые переводы Корана передают только бледное подобие содержания священной книги. "Традиционно выполненные переводы не только лишают Коран его духовно-поэтической окраски, но и приводят к выраженному оскудению передачи смысла Писания" [8]. И потому многие мусульманские священнослужители категорически заявляют, что Коран переводить нельзя вообще. Хотите понять его, - учите арабский язык. И в этом - большая доля правды.

Среди моих студентов есть не только люди, выросшие в среде исламской культуры, но и верующие мусульмане. И я, зная, что независимо от языка, на котором ведется богослужение, - в каждой стране он свой, национальный, - первая сура Корана, "Фатиха", всегда исполняется на арабском, языке Пророка, очень надеялся услышать истинное звучание Корана. Одного студента, его звали Камболат, я все же упросил зачитать эту суру, но он слишком стеснялся и потому просто пробормотал ее, так и не сумев вложить в условиях неисламского, можно сказать больше - антиисламского окружения, всю страсть души, поэтичность и ритм. Ну, а вспомните, хотя бы по кинофильмам, воззвания муэдзинов, напоминающих мусульманам, что пришло время молитвы! Это же так напевно, вдохновенно, самозабвенно!

Но, наверно, самая высокая музыкально-молитвенная культура царит в буддизме. Маха-мантра, великая мантра "Ом мани падме хум" насчитывает всего четыре слова, но ее разучивают годами. И у ламы Анагарики Говинды есть целая книга "Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическим учениям великой мантры Ом мани падме хум" [9]. Она разделена на весьма объемные части. Первая называется "Ом" и содержит главы "Магия слова и сила речи", "Происхождение и универсальный характер священного слога Ом", "Идея творческого звука и теория вибрации", и т. д. Вторая часть книги называется "Мани", третья "Падма" (главы "Психофизические процессы в Йоге Внутреннего огня", "Центры психической силы в Йоге Внутреннего огня", "Экстаз порыва в опыте медитации", "Мистерия тела, речи и ума"), четвертая "Хум". Вот что значит настоящая культура творческой речи, пересоздающей, больше - воссоздающей! - человека. Оказывается, слово может не только спасти, не только полки за собой повести, вдохновенно звучащее слово в состоянии сделать человека богом или еще выше - Человеком, ибо нет бога кроме Человека [10].

Музыка сердца

Наверно, у любого человека есть такое личное воспоминание: ты идешь по улице и слышишь оркестр. Играют марш, и тебе приходится прилагать отчаянные усилия, чтобы не идти четким чеканным шагом, ты очень хочешь не маршировать как последний дурак, но ноги сами диктуют такт - ать, два, левой, ать, два, левой... И чуть только отключилось твое сознательное сопротивление подчиняющей силе марша, как подсознание снова подстраивает тебя под ритм оркестра.

Это и есть та властная потребность, заложенная во внутренней природе человеческой, о которой писал П.Б. Шелли. И если какой-то внешний ритм пробудит ее, вызовет резонанс в нашем внутреннем колебательном контуре, то противостоять этому автоматическому отклику организма можно только с помощью осознанных усилий. Подсознание, управляемое инстинктами и генной памятью, включается во внешний периодический процесс, сознание же ни с какими глубинами не связано, оно живет лишь явно и однозначно сформулированными инструкциями и программами.

У Эриха Фромма есть описание одного уникального народного обычая [11]. В маленьком испанском городе Каланда ежегодно в определенный день на главной площади собираются мужчины, каждый с барабаном. Ровно в полночь начинается барабанный бой, и очень немного времени требуется, чтобы участники впали в экстаз. Сознание полностью отключается, люди не замечают ни времени, ни усталости, ни боли в распухших и кровоточащих ладонях, ни разорванной в клочья кожи на барабанах. Через двадцать четыре часа ритуал окончен.

О том, что властная потребность в ритме может отключить не только сознание, но и другие инстинкты, включая инстинкт самосохранения, свидетельствует эффект психической атаки. Конечно, тут наличествует героический порыв, конечно, играют свою роль и "боевые сто грамм", но не главное ли - атакующие цепи шагают в ногу под принуждающий ритм барабана? "Как просто рисковать собой под барабанный бой..."

А вспомните Ленинградскую симфонию Д. Шостаковича! Под мелодию сентиментальной народной песенки "Розамунде" идут немцы. Лейтмотив беспрестанно повторяется, повторяется, становится все жестче, все ритмичнее, и вот звучит уже не песенка, слащавая, как рождественская открытка, понемногу музыка становится маршевой, железной, уже не люди идут, - шествуют колонны, неостановимые и неудержимые как танк. Сердце замирает от тревожного предчувствия, - что ожидает ленинградцев, можно ли устоять перед этой грохочущей, лязгающей бесчувственной махиной?

...В последние годы возник тщательно разработанный аппарат, позволяющий выявлять ритмическую структуру музыкального произведения. Приведу его по рассказам и публикациям коллеги Михаила Георгиевича Савина, профессора-геофизика. По долгу службы ему приходилось иметь дело с гармоническим анализом естественных физических полей Земли на основе разложений Фурье. Смысл методики в своей основе достаточно прост: любой самый незакономерный, непериодический процесс можно представить как сумму периодических процессов. Подбираются элементы разложения - гармоники, графически представляющие собой самые разнотипные и разнокалиберные синусоиды. Современная вычислительная техника позволяет ввести в обработку большое количество этих базовых составляющих.

Колебательный процесс в результате записывается в виде формулы или в табличном виде как набор параметров и коэффициентов. После этого любые явления можно сравнивать, типизировать, выявлять степени их ритмического сходства или различия. Так вот, М.Г. Савин, страстный меломан, фанатичный поклонник П.И. Чайковского, про которого он знает всё и произведения которого он любит самозабвенно исполнять на фортепиано, неизбежно пришел к мысли положить музыку любимого композитора на язык математических символов, - поверить алгеброй гармонию. А потом, видимо, по наитию свыше, разложил теми же методами... кардиограмму. Результат оказался поразительным - оба разложения практически совпали! После этого последовала серия статей М.Г. Савина под общим названием "Музыка сердца".

Так вот в чем она состояла, властная потребность человеческая, - душа, как выясняется, ждала не абстрактного чего-нибудь, нет, она искала резонанса своему внутреннему ритму! А внутренний этот ритм был сформирован в унисон с вечными ритмами природы. И потому так естественно смотрятся, воспринимаются на слух симфонические концерты на лоне природы, среди березок и перелесков на родине П.И. Чайковского, иногда проводимые по случаю юбилейных дат. И потому так естественны в его произведениях фрагменты-цитаты из русских народных песен, из мелодий природы - щебета птиц, шороха листвы и журчания воды... Душа отзывается на совпадение внутренней и внешней ритмики, радуется восстановлению целостности - исцелению!

Теперь можно пойти в этом направлении дальше, например, выявить математическую структуру молодежных жанров современной музыки.

И тут у меня имеется широкое поле для собственных исследований в области массовой психологии. Подходит студент в черной майке, от горла до пупа портрет - перекошенная в экстазе рожа какой-то звезды шоу-бизнеса, гитара от левого плеча до правого бедра. "Как вам нравится?" - спрашивает обладатель майки, поклонник незнакомого мне идола.

Да никак не нравится, отвечаю. - А почему? - возмущается студент. - Потому что ненастоящее все это, и вовсе не искусство, и никакой пользы ни душе, ни сердцу, а один только вред. - Да, пожалуй, после некоторого размышления сбавляет тон мой оппонент, я после этой музыки становлюсь взвинченным, раздражительным, долго успокоиться не могу. - Так ты брось, не слушай, предлагаю я. - Не-ет, вздыхает защитник молодежных жанров, не смогу бросить, даже если захочу. - Ну вот, видишь, уже и зависимость налицо...

Музыкальный наркотик, - прижился нынче термин для обозначения специфики Havy metall, всяких там джазов, роков и рэпов. В чем непоправимый вред наркотиков? Молекулы этих веществ входят в структуру клетки человеческого тела, и так же как нормальные элементы клетки постоянно обновляются, заменяются по прохождении "срока службы" другими экземплярами тех же веществ, так и паразитические включения начинают требовать обновления, замены на другие молекулы того же состава. Внутриклеточные процессы не во власти обыкновенного человека, обывателя, потому так и неизлечима наркотическая зависимость.

Музыкальный наркотик вызывает явление ритмического токсикоза, ритмы молодежной музыки входят в резонанс с колебательными контурами клетки, и эти тонкие структуры тоже начинают требовать непрерывного подновления того же раздражения. Так что зависимость возникает чисто наркотическая, и все медицинские термины, характеризующие молодежные музыкальные пристрастия, соответствуют действительности.

Нет, ничего подобного, бурно возмущаются студенты, наша музыка ничуть не хуже вашей, каждое поколение имеет свои вкусы, у вас Чайковский, у нас - Промзона и Лесоповал. - Хорошо, доказываю я, а вы видели когда-нибудь, чтобы после симфонических концертов Чайковского толпа вырывалась на улицу, била витрины и трамваи переворачивала? - Да Чайковского одно старичье слушает, где уж им трамвай перевернуть! - Согласен, тогда давайте представим ту же публику, способную и паровоз опрокинуть, пусть молодежь слушает Чайковского, что она, с воплями будет вырываться на улицу, распугивая прохожих? Нет уж, публика публикой, а музыка музыкой...

Дышите глубже, вы взволнованы

Что рекомендуют вам заботливые ваши друзья, опытные в житейских вопросах, если у вас проблемы со сном? Лежать тихо, закрыв глаза, и мысленно считать баранов... Или звезды в небе...

И вот одного такого озабоченного спрашивают, воспользовался ли он советом. Да, говорит, до десяти тысяч досчитал. Ну, и как, заснул? Да нет, на работу вставать было пора.

Но ведь все эти советы основаны на абсурде! Считать - занятие рациональное, спать - это значит полностью отключить дневное сознание, рациональное сознание. И все волевые способы заснуть никак не выходят за рамки этого же недоразумения. Сон - это же полное расслабление, отключение воли! И включать волю, чтобы заснуть? Вот уж, как говорится, нарочно не придумаешь...

А если призвать на помощь природную ритмику?

В чем глубинный смысл слова "волнение"? Взволновалось сине море, приплыла золотая рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" Успокоиться тебе надо, старче, заснуть? Вот для этого и ты поволнуйся!

Грудь человеческая поднимается и опускается в ритме волны, бегущей по водной глади. Наши дыхательные ритмы - от природных ритмов, размеренных, неспешных, спокойных.

И все у нас - от природы, и сами мы от природы. Помните: "От скал тех каменных у нас, варягов, кости..." Или, например, у вождя Сиэттла: "Хрустальная вода, которая бежит в ручьях и реках, не просто вода, а кровь наших предков... Каждый призрачный блик на воде озера - это отражение памяти прошлого моего народа. Журчание воды - это голос отца моего отца... Реки - наши братья..." [12]

И очень к месту будут речения Иисуса, донесенные до нас "Евангелием мира от ессеев":

"Ваша Мать в вас, и вы в ней. Она носит вас: она дает вам жизнь. Именно она дала вам ваше тело и настанет день, когда вы вернете его снова ей. Счастливы вы будете, пришедшие узнать ее и ее царство, если воспримете ангелов вашей Матери и подчинитесь ее законам. Истинно говорю вам - кто сделает это, никогда не увидит болезни. Ибо сила вашей Матери превосходит все.

Кровь, которая течет в вас, рождена от крови нашей Земной Матери. Ее кровь падает из облаков, пробивается из чрева земли, журчит в горных ручьях, растекается в равнинных реках, спит в озерах, мощно шумит в бурных морях.

Воздух, которым мы дышим, рожден от дыхания нашей Земной Матери. Ее дыхание голубеет в высотах небес, шелестит на вершинах гор, шепчет в листьях лесов, колышется над полями, дремлет в глубоких долинах, веет жаром в пустынях.

Твердость наших костей рождена от костей нашей Земной Матери, от скал и камней. Обнаженными они стоят на вершинах гор, как спящие гиганты лежат на склонах, сидят как идолы в пустынях и скрыты в глубине земли.

Нежность нашей плоти рождена от плоти нашей Земной Матери, чья плоть привлекает желтым и красным в плодах деревьев и питает нас пашнями полей.

Наши внутренности рождены от внутренностей нашей Земной Матери и скрыты от наших глаз, подобно невидимым глубинам земли.

Свет глаз наших, слух ушей наших рождены от цветов и звуков нашей Земной Матери, которые окружают нас со всех сторон, как волны морские окружают рыбу, как воздух птицу.

Я говорю вам самую истину, Человек есть Сын Земной Матери, и именно от нее Сын Человека получает все свое тело, как тело новорожденного рождается из лона его матери. Истинно говорю вам, вы одно с Земной Матерью - она в вас, а вы в ней. От нее вы родились, в ней вы живете и в нее вы вернетесь снова. Соблюдайте поэтому ее законы, ибо только тот, кто почитает свою Земную Мать и следует ее законам, может жить долго и быть счастливым. Ибо ваше дыхание - это ее дыхание, ваша кровь - ее кровь, ваши кости - ее кости, ваша плоть - ее плоть, ваши внутренности - ее внутренности, ваши глаза и ваши уши являются ее глазами и ее ушами.

Истинно говорю вам, если нарушаете хоть один из этих законов, если причиняете вред хоть какому-нибудь члену тела своего - совершенно погибнете в своей ужасной болезни, и будет рыдание и скрежет зубов. Говорю вам, если не будете следовать законам своей Матери, то никоим образом не сможете избежать смерти. Того, кто придерживается законов своей Матери, того сама Мать будет также держать. Она исцелит все болезни его, и никогда он более не будет недомогать. Она даст ему долгую жизнь и защитит от болезни любой - от огня, от воды, от укуса ядовитых змей. Ибо Мать ваша дала вам рождение, и она поддерживает жизнь в вас. Она дала вам ваше тело, и лишь она одна в силах исцелить вас. Счастлив тот, кто любит свою Мать и кто мирно прильнул к ее груди. Ибо Мать ваша любит вас, даже когда вы отворачиваетесь от нее. И насколько же больше она будет любить вас, если вы вновь обратитесь к ней. Истинно говорю вам, чрезмерно велика ее любовь, выше горных высот, глубже морских глубин. И тех, кто любит Мать свою, она никогда не оставляет. Как курица защищает своих цыплят, львица - своих львят, мать - своего новорожденного младенца, так и Земная Мать охраняет Сына Человеческого от любой опасности и любого зла" [13].

И с чем тут можно не согласиться?

Итак, когда человек ведет себя в соответствии с естественными процессами - когда он спит или когда бодрствует?

Понятно, что во время сна он избавляется от рационального контроля над собой, от подавления своих естественных проявлений и ведет себя как дитя природы. Во время бодрствования мы всеми своими действиями управляем осознанно. Другими словами, переставляем ноги руками. Несомненно, включается элемент рационального контроля и в управление дыханием. И наше спасение, что мы еще не вздумали манипулировать по собственному разумению работой сердца. А то не дожили бы мы до вечера, да что там вечер, - до следующего вдоха!

Как узнать, просто лежит человек без движения, или он спит? Мы всегда пытаемся рассмотреть, мерно ли вздымается и опускается его грудь, или такого ритмичного движения невозможно уловить. Спящий всегда дышит глубже, реже, эффективнее. И потому, чем ритмичнее и глубже вы будете дышать, тем быстрее вы заснете, если со сном есть какие-то проблемы.

Как усыпляла раньше мама плачущего ребенка? Она его укачивала в люльке, убаюкивала на руках, покачивая в такт глубокому дыханию. Где засыпает быстрее взрослый человек, дома или в каюте корабля, в вагоне поезда под мерный перестук колес?

А как заснуть дома, где нет ни качки, как на корабле, ни мягкого покачивания, как в вагоне? Включи ритм глубокого дыхания. Сначала ты должен очень стараться дышать все глубже и реже, это, конечно, насильственное действие, и оно именно потому не даст тебе полного отключения, расслабления. Но ты не отступаешься, не прекращаешь усилий, и чем дальше, тем меньше и меньше старания на это у тебя уходит, потому что запустить естественный процесс легче, чем процесс неестественный, противоестественный. И ты постепенно теряешь контроль за тем, что дышать надо глубоко и ритмично. Потом теряешь контроль за всем прочим, что требует вмешательства сознания, о чем надо помнить, ты забываешь одно, другое, третье, все на свете и топор... И возвращаешься к реальности только когда зазвонит будильник.

В своем рационализме цивилизованный Гомо сапиенс дошел до полного идиотизма. Логика его рассуждений такова. Зачем нужно дыхание? Чтобы снабдить легкие кислородом. То есть в дыхании нам нужен только вдох.

А куда вдыхать-то, если емкости не освобождены? Да какие там к чертям собачьим емкости, какое опустошение, какие еще выдохи, мне кислород нужен, я задыхаюсь! И вот я судорожно разеваю рот, как рыба на берегу, я зеваю, я вывихиваю челюсти, я изо всех сил втягиваю в себя воздух... И в голову не приходит простейшее решение - да ты выдохни сначала, чтобы потом вдохнуть!

Я помню, как тренер по лыжам учил нас, премудрых студентов, выдоху. Опусти плечи, потом сдави ребрами легкие, выжми диафрагмой, напрягая брюшной пресс, последние остатки отработанного воздуха, сделай паузу, и тогда вдох получится сам собой, тебе так вдохнется, что глаза на лоб полезут!

Потом я с удивлением узнал, что примерно так же учат дышать и певцов, дикторов, актеров. Называется это - дышать по методике Е.А. Лукьяновой [14].

Потрясающе! Все, что не дает выгоды, прямого результата, немедленного эффекта, вообще все, не доставляющее удовольствия, дитя асфальта разучилось делать. Холод не нужен, давай мне тепло, усталость неприятна, подавай отдых, страдания ни к чему, хочу наслаждений! Да куда же ты вдыхать будешь, если оттуда еще не выдохнуто, от чего же ты сможешь отдохнуть, если не устал, какую радость получишь от тепла, если не замерз как собака, да и... "Человек только на печальную монету страданий может покупать наслаждения. Все попытки обмануть природу при этом торге оказываются безуспешными" [15].

Но у нас нынче рыночная цивилизация, мы только и делаем, что торгуемся. О чем же это свидетельствует? О недальновидности, конечно. Ума не хватает Гоме сапиенсу, человеку разумному, ошибается разум в выгоде, - снова и снова приходится вспоминать Ф.М. Достоевского. И вообще с головой что-то не в порядке у представителя рыночной цивилизации.

О том же и П.Д. Успенский: когда человеку не нравится то, что ему полезно, это означает всего-навсего, что он стал больным, утратил нормальное восприятие жизни [16].

Будьте здоровы!

День и ночь - сутки прочь

Чего уж, кажется, проще: солнце всходит и заходит, за тьмой следует рассвет, а после заката наступает черед тьмы... Однако есть проблемы, есть, и даже кажется, - они тем неожиданнее и неразрешимее, чем проще ситуация.

Начнем их рассмотрение опять с Евангелия мира от ессеев:

"И каждое утро Бог будет посылать вам ангела солнечного света, чтобы пробудить вас ото сна. Поэтому, повинуйтесь, если Отец Небесный зовет вас, и не валяйтесь в постели, ибо ангелы воздуха и воды уже ждут вас снаружи. И трудитесь в течение всего дня с ангелами Матери Земной, чтобы вы могли познать их и их работу все лучше и лучше. Но когда солнце село, и ваш Отец Небесный пошлет вам своего самого лучшего ангела - сон - тогда отдохните, и да будет вся ночь проведена с ангелом сна. И тогда ваш Отец Небесный пошлет вам своих тайных ангелов, чтобы они могли находиться с вами всю ночь. И тайные ангелы Отца Небесного обучат вас многим вещам относительно царства Бога, равно как ангелы Матери Земной, которых вы знаете, обучают вас всему, что относится к ее царству. Ибо истинно говорю вам, каждую ночь вы будете гостями царства вашего Отца Небесного - если будете выполнять его заповеди. И когда вы пробудитесь утром, вы ощутите в себе силу тайных ангелов. И ваш Отец Небесный будет посылать их вам каждую ночь, чтобы они могли укрепить ваш дух, равно как Мать Земная ежедневно посылает вам своих ангелов, чтобы укрепить ваше тело. Ибо истинно говорю вам, если днем ваша Мать Земная держит вас в своих объятиях, а ночью Отец Небесный вдыхает свой поцелуй в вас, тогда Сыны Человеческие станут Сынами Бога.

День и ночь противьтесь искушениям Сатаны. Не бодрствуйте ночью и не спите днем, чтобы ангелы Бога не покинули вас".

Итак, все предельно ясно. Режим - от зари до зари. От утренней зари до вечерней работай, а от вечерней до утренней спи. Иудейские крестьяне так и делали.

В общем-то, по тому же графику трудились и русские мужики. Вот только - немножко севернее Иудеи расположена Россия, там в страдную пору получалось от утренней зари до вечерней ох как долго, и приходилось работать на выкладку, для сна же оставалось только темное время суток, а сколько его, темного-то, набиралось в страду? Вот и страдал мужик. А уж зато зимой ложились спать с курами, и теперь для работы оставалось только светлое время, а сколько его, светлого-то, набиралось, когда медведь в берлоге лежал? В общем, мужик жил и работал согласно природным ритмам. И здоров был.

А как построить свой режим дня от зари до зари чукче, якуту?

Поработал я в пятидесятые годы в заполярной Якутии. Солнце там, вопреки нашему привычному распорядку "восход - заход", на протяжении нескольких месяцев категорически отказывалось заходить. Утром оно, как ему и было положено, находилось на востоке, в полдень на юге, вечером на западе, а вот ночью висело себе спокойно на севере, чуть пониже, конечно, чем в полдень, но все же светило. И грело. А на небе - ни облачка. И так как тени в якутской тундре было не больше чем в пустыне Сахары, то и накалиться успевал воздух час за часом, день за днем, неделя за неделей, до температуры африканского зноя. Обжигающей становилась земля, горячей - вода. В палатке - как в духовке. И обливались мы потом, и никак не удавалось хоть чуточку поспать. А под поверхностью на глубине в ладонь, стоило только мох отодрать - лед и мерзлота. И вот перевернешь спальный мешок, поверх которого мы спали, прохладной стороной наверх - и блаженно засыпаешь. А через четверть часа снова просыпаешься в поту, снова переворачиваешь мешок, и так далее, и так далее...

Уж как только мы, студенты, ни изощрялись в планировании маршрутов! Некоторые упорно отправлялись в путь только в ночное время суток, никак и язык не поворачивается сказать - ночью, ночи-то не было! Хоть немного попрохладнее, говорили они. Как же, держи карман шире, много ты на этом выиграешь, спать-то будет совсем невмоготу! Пижонили ребята, чтобы было потом о чем врать своим московским подругам.

Испытал и я на себе ночной образ жизни. С целью эксперимента, самопознания. Не понравилось. Идешь как в воду опущенный, кураж - только на волевом усилии, устаешь втрое, впятеро больше, чем при нормальном режиме, в ушах звон, ноги ватные, внимание рассеянное, рассредоточенное, производительность труда пониженная, а шанс заблудиться, споткнуться, свалиться с обрыва, захлебнуться на переправе - наоборот, резко повышенный.

Нет уж, если сформировала меня среднерусская природа, то среднерусские ритмы и живут во мне и диктуют мне ритм жизни. А в ночные маршруты по заполярной Якутии пусть заполярные якуты ходят!

Жалуются медики - с тех пор как вошел в нашу жизнь искусственный свет, резко ухудшилось состояние здоровья. День с ночью перемешались: щелкнул выключателем, - мгновенный рассвет, еще раз щелкнул, и солнце закатилось! Да, прав был Софокл, много в мире сил великих, но сильнее человека нет на свете ничего! Властелином природы стал Homo sapiens: все теперь в моем внешнем окружении происходит так, как я хочу! Да, так, а вот на какую кнопку надо нажать, чтобы переключить вселившиеся в меня внешние ритмы тех давних времен и эпох, когда планировался, конструировался и изготовлялся мой организм? Тут выключателем не обойдешься, тут нужна машина времени. И выключатель сможет принести пользу, или хотя бы не нанести вреда, только в комплекте с этой несуществующей пока машиной. А до того, в отдельности, лучше им не пользоваться. Для сохранения здоровья.

И спорить-то тут не о чем. Доказательства - везде. Вредна посменная работа, признают специалисты по охране труда и технике безопасности; согласно кодексам, не дозволяется привлекать к ночным сменам, особенно к работе по скользящему графику, подростков и беременных женщин.

Жить не по природным ритмам вредно.

Неделимая седьмица

Бог творил мир шесть дней, а на седьмой сказал: "Баста! Бастуем... Шабаш!" Шабаш - шабад по еврейски - в руссифицированом варианте суббота. Что ж, знакомы и мы с бригадами шабашников, наслышаны про шабаш ведьм - Вальпургиеву ночь. Выходной, видимо, был у нечистой силы, отдыхали от трудов праведных, праздновали, расслаблялись, кейфовали.

Семидневка прочно вошла в наши календари, в наш быт и график труда и отдыха. Но... Наше привычное перечисление дней недели - понедельник, вторник, ...суббота, воскресенье. А вот недавно подарили мне календарь, напечатанный в Южной Корее. В нем неделя начинается с воскресенья, а заканчивается субботой. Почему не так, как у нас? А потому, что в Корее укоренились очень упертые протестанты, а у них Ветхий завет в большем почете, чем Новый. То есть они более иеговисты, чем христиане. Иегова же творил мир шесть дней. На седьмой отдыхал, а это суббота, значит первым днем должно быть, согласно элементарной арифметике, воскресенье.

Итак, изначальным был трудовой график Иеговы. Откуда же взял Предвечный идею о семидневном цикле? А он был неплохо начитан, по крайней мере, наслышан, по части вавилонских астрономических и календарных построений. Ведь и заканчивали евреи сотворение своего господа во время вавилонского пленения (588-536 гг. до н. э.), и начинали с момента отправления в маршрут патриарха Авраама из Ура халдейского вдоль Месопотамии через Вавилон в Ханаан. "Рассказ о сотворении мира в первой главе (библейской книги Бытия - Ю.С.) восходит к так называемому Жреческому кодексу, составленному жрецами во время вавилонского пленения или после него" [17].

И вот Иегова позаимствовал у вавилонян много замыслов, позднее вошедших в библейские писания. Среди них идея о всемирном потопе, которая никак не могла родиться ни в песках Синая, ни в горах Самарии и Иудеи, а вот в Междуречье, где то и дело случались наводнения, просто не могла не родиться. Среди них законы Хаммурапи, послужившие прототипом для законов Моисея. Наконец, среди них вавилонские представления о цикличности и построенных на ней календарях с отдельными периодами по семь дней.

Народы, занимавшиеся тщательными астрономическими наблюдениями, а жители Месопотамии к тому моменту, когда дикие евреи смогли познакомиться с настоящей культурой, занимались этими исследованиями уже на протяжении тысячелетий, неизбежно должны были придти к выводу, что существуют тесные связи между периодичностью солнечных и лунных затмений и ритмами функционирования биосферы. И так как не вызывало никакого сомнения, что жизнь человеческая должна быть организована по законам природы, то и сотворение календаря было предопределено.

Период вращения Солнца вокруг своей оси составляет около 27 дней, и наше дневное светило последовательно оборачивается к нам одним из своих четырех секторов с разной полярностью магнитного поля. Получается, что каждую неделю воздействие межпланетного магнитного поля, формирующее "солнечный ветер", то есть корпускулярные потоки от Солнца, на все процессы в биосфере заметно меняется, перестраиваются и параметры геоэлектрического поля, напряженность электромагнитного поля, уменьшается или увеличивается вероятность возникновения гроз, колеблется влажность воздуха, возникают перепады температур и атмосферного давления, и вообще многие погодные явления подчинены этой недельной ритмичности. Конечно, раз на раз не приходится, но при длительных наблюдениях эта периодичность выявляется статистически отчетливо.

Луна обращается вокруг Земли тоже примерно за четыре недели (точнее - за 27,3 суток), и то увеличивая, то уменьшая силу тяжести любой земной массы, становится причиной приливно-отливных движений в океанах и морях, влияет на ход всех физиологических процессов в клетках и тканях живого тела, опосредованно приводит к формированию продолжительности менструальных циклов у женщин, и так же, как и солнечные циклы, формирует явление метеочувствительности человека, т. е. влияет на состояние здоровья, и, в кризисных случаях, участвует в возникновении метеопатии.

И вот как закреплялась эта недельная периодичность в ритмике нынешнего человека, в представлении Ч. Дарвина:

"Приливы должны оказывать большое влияние на обитателей морских берегов. Животные, живущие выше самой нижней линии прилива, и те, которые живут выше самой нижней линии отлива, испытывают полный двухнедельный цикл прилива и отлива. Следовательно, снабжение их пищей будет подчиняться определенным изменениям из недели в неделю. Жизненные отправления таких животных, продолжающих подчиняться подобным условиям в течение многих поколений, необходимо будут подчинены правильной недельной периодичности. Весьма загадочен факт, что у многих высших и живущих ныне на суше позвоночных, так же, как у многих животных других классов, некоторые нормальные и ненормальные процессы имеют более или менее периодический недельный характер; это явление было бы вполне понятно, если бы позвоночные произошли от организмов, родственных живущим ныне в черте прилива асцидиям. Можно привести много примеров подобных периодических отправлений, например, беременность у млекопитающих, возвратные лихорадки и т. п. Хороший пример представляет также насиживание яиц, ибо, согласно м-ру Бартлету (Bartlett, "Land and Water" 7 января 1871), у голубей яйца насиживаются в течение двух недель, у курицы - трех недель, у уток - четырех, у гусей - пяти, а у страусов - семи недель. Насколько мы можем судить, возвратные периоды в каком-нибудь процессе, если только они продолжаются приблизительно одинаковое время, будучи раз приобретены, не легко подвергаются изменению, следовательно, они могут передаваться по наследству в течение любого числа поколений. Но если отправление изменяется, то и периодичность в нем должна подвергнуться перемене и изменилась бы резко с недельным периодом. Это заключение, если бы верность его могла быть строго доказана, было бы весьма замечательным; мы убедились бы тогда, что продолжительность беременности у каждого млекопитающего, время высиживания яиц у каждой птицы и многие другие жизненные процессы все еще обличают первоначальное место происхождения этих животных" [18].

По-видимому, начиная с самых давних времен, семерка стала играть такую важную роль в самых разных сферах человеческой жизни (семь греческих мудрецов, семь самураев, семь цветов радуги, семь смертных грехов и т. д.).

Семерично колесо жизни.

С вечной сытостью природа не знакома

"Устремляйтесь к свежему воздуху лесов и полей, и там вы найдете ангела воздуха. Сбросьте обувь вашу и одежду и дозвольте ангелу воздуха обнять тело ваше. Затем сделайте долгий и глубокий вдох, чтобы ангел воздуха мог проникнуть в вас. ...Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воздуха.

- После ангела воздуха устремитесь к ангелу воды. Сбросьте обувь свою и одежду и дозвольте ангелу воды обнять все ваше тело.

...Ни один из людей не может предстать перед лицом Бога, если он не прошел через ангела воды. Воистину, все вы должны родиться заново от воды и от истины.

...И если останется в вас что-либо от ваших прошлых грехов и нечистот, устремитесь к ангелу солнечного света. Сбросьте обувь свою и одежду и дозвольте ангелу солнечного света обнять все ваше тело.

...Дозвольте этим трем ангелам-братьям ежедневно заключать вас в свои объятия, и пусть они пребывают в вас в течение всего поста" [19].

А пост абсолютно необходим, потому что, предаваясь излишествам в еде, наслаждаясь яствами и изысканными блюдами, заморскими лакомствами, вы взращивали Сатану в своем теле:

"Истинно говорю вам, ...вошел Сатана в ваши тела, которые являются обителью Бога. И он завладел всем, что пожелал похитить: вашим дыханием, вашей кровью, вашими костями, вашими внутренностями, вашими глазами и вашими ушами".

Вытерпеть пост очень трудно, но не надо отчаиваться, утешает Иисус:

"Ты изнуряешь Сатану голодом, а он в гневе своем заставляет мучиться и тебя. Не предавайся страху, ибо истинно говорю тебе, Сатана будет уничтожен прежде, чем будет разрушено твое тело. Пока ты постишься и молишься, ангелы Бога защищают твое тело, чтобы власть Сатаны не могла погубить тебя. И гнев Сатаны бессилен против ангелов Бога".

И когда исцелившиеся стали благодарить Иисуса, он ответил:

"Благодарите не меня, а вашу Земную Мать, которая послала вам своих ангелов-целителей. Идите и не грешите более, чтобы впредь вы не видели болезни. И пусть станут ваши ангелы-целители вашими ангелами-хранителями" [20].

Цивилизованный человек создал искусственно условия вечной сытости, и как в теплом болоте разводятся гады ползучие, так и Homo sapiens расплодил в своем организме, словно в питательном бульоне, культуру болезнетворных бактерий и вирусов, паразитов и всяческих новообразований.

Возьмите любое живое существо. Разве в природе ему всегда хватает еды и воды? Конечно же, нет! А дикие племена! И для них регулярные голодовки были нормой жизни. И давайте представим образ жизни наших далеких предков. До возникновения цивилизации с ее производящим хозяйством человек был сыт только тем, что давала ему природа. А разве она всегда была одинаково щедра? Уж по крайней мере в средних широтах чередование сезонов было и остается климатической нормой, и распорядок питания, как и весь жизненный уклад, тут был очень непостоянным - то густо, то пусто. Жизнь-то, она такая, полосами!

И организм наш не только со своей материальной структурой, но и с программой отправления жизненных процессов, целиком - дитя и продукт этого непостоянства. И чередование режимов работы наших внутренних органов так же закономерно, как и чередование сезонов в нашей внешней природе. Но мы решили встать выше законов природы и оказались в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.

Чем занимался наш организм, когда природа в избытке снабжала его пищей? Естественно, переработкой материального продукта. И откладывал на черный день кой-какие запасы, подкожным жирком обрастал. Как медведь. Как сурок.

А когда пир горой оставался позади, организм начинал сожигать все, что могло бы стать аварийным источником энергии. Сначала использовались заготовленные впрок жиры, потом в топку шли опухоли, глисты, микробы, вирусы. Человек не очень беспокоился, если во времена изобилия в него вселялись какие-то непрошеные гости. Не беда, вот ужо придет время очищения!

Но если случалось что-то чрезвычайное, какое-то непредвиденное заражение, загрязнение, то приходилось применять экстренные терапевтические меры. Так, алеут, попавший в собственный капкан, делал себе операцию охотничьим ножом, вырезая участки мяса со следами ржавчины. Но ведь грязь проникла и глубоко в тело с токами крови и других жизнеобеспечивающих жидкостей! Как избавиться от нее? И охотник, не откладывая дело в долгий ящик, сам себе прописывал необходимые процедуры - сухое, то есть без воды, голодание до выздоровления. Обычно трех дней было достаточно.

Длительные голодания запускали механизм наиболее глубокого очищения. Когда все посторонние образования, все ненужные ткани оказывались уничтоженными, организм не спешил пускать в расход необходимые материалы - мускулы, связки, нервы и прочие элементы тела. Чистка организма опускалась на клеточный уровень. Все молекулы, попавшие по ошибке в структуру клетки, выводились за ее пределы и там весь этот тонкий мусор отправлялся на переработку. А попасть в клетку могли вещества, похожие по своему строению на функционально необходимые элементы клетки, такими часто оказывались наркотические снадобья, и они тоже, как и полезные молекулы, требовали постоянного обновления, замены на эквивалентные. Внутриклеточными процессами человек управлять не может, там все происходит непроизвольно, неподконтрольно, и потому так невероятно сложно освободиться от наркотической зависимости. Голодание же, очищая клетку, делает это с легкостью, мимоходом, и есть масса примеров успешного излечения от наркомании жесткими голоданиями.

Но дело даже не в избавлении от зависимости. Организм в процессе потребления и усвоения пищи постоянно загрязняется, мы сверх всяких пределов зашлакованы, особенно при нашей нынешней нечистой пище, насквозь пропитанной подозрительной химией и синтетикой, при нашей грязной воде и при нашем окружающем воздухе, который уже и воздухом назвать язык не поворачивается, - так, смог, выхлопные газы, дым да пыль, смрад и вонь.

Раньше, когда человек жил по природным ритмам, вслед за периодом накопления и приращения обязательно следовал период очищения и оздоровления, и организм регулярно включал мощнейшие внутренние целительные силы. Теперь же, когда необходимость в оздоровлении резко возросла, этот природный механизм оказался полностью отключенным. И ждать, что нам принесут здоровье таблетки и искусственные физиотерапевтические процедуры? Ну разве можно придумать более чудовищный абсурд? Если здоровье дано нам от природы, то как можно его сохранить и поправить вопреки природе?

Цивилизация извращает все. Зачем природа создала чувство голода? Это одно из выражений нашего инстинкта самосохранения. Если мы будем тратить энергию, не пополняя ресурсов, то не заметим перехода на саморазрушение, и в энергию начнет превращаться наша же материя. Чувство голода включает тормоза и реверсы, работа останавливается, и запасы восполняются до нормы. Если же происходило переполнение запасов, лишнее шло в депо. Но природа не дозволяла формироваться избыточному, вредному переполнению. Наступление сезона нехватки пищи ограждало нас от такой опасности и означало переход к использованию запасов, к очищению, ремонту и профилактике.

Заботясь о нашей счастливой и здоровой жизни, природа подарила нам и кнут и пряник. Муки голода заставляли нас искать пищу, насыщение приносило нам наслаждение. И вот кнут человек выбросил, а пряник возвел в культ. Что делать, когда естественные пищевые циклы - избыток пищи регулярно сменяется ее недостатком - больше не действуют? Это спасение, когда человек сыт бывает от стипендии до стипендии, от получки до получки, но ведь и это нынче аномалия.

Необходимо создавать ситуацию голода искусственно. Ты просто перестаешь пить и есть, и это на протяжении многих дней - недели и больше. Но муки голода непереносимы, нужна воля, чтобы при переполненном холодильнике не есть три дня, четыре, пять... А воля в нашем обществе изобилия тоже атрофируется. Раньше ее нехватка была не страшна. Не беда, что ты не смог бы сдержаться, чтобы не проглотить кусок, если он вдруг найдется, - ведь его все равно днем с огнем не сыщешь! А теперь - вот он, только руку протяни, и кругом все едят, пьют и закусывают, и тебе предлагают, - да брось ты ерунду эту, придумал глупости, и сам страдаешь, давай с нами, выпьем за здоровье!

Нет, очень трудно сохранить здоровье в наше время. Если раньше оно создавалось и поддерживалось благодаря окружающей среде и в полном соответствии с образом жизни всего общества, то теперь все надо делать вопреки.

Ну вот хотя бы. Питание должно быть однообразным. Попробуйте представить себе, что в свой автомобиль вы заливаете то солярку, то бензин, то керосин... Вряд ли вы уедете на нем далеко. А зачем же на нашем столе разносолы, деликатесы, всяческая изысканность в питании? Это же трагическая дезориентация!

Чисто служебный, вторичный, вспомогательный критерий - чувство удовольствия от насыщения - стал самостоятельным, определяющим, вокруг него нагромождено, наворочено такое, такое! Рестораны, сервировка, диеты, пряности, шеф-повара и официанты, кулинария и пищевая промышленность... Конечно, я не перечислил и сотой доли всего, что связано с идиотизмом питания.

Всего-то от наслаждения пищей требовалось подтверждение: необходимый материал поступил, организм нормально функционирует, можешь забыть о материальном, преходящем и посвятить все свои возможности поиску высших - духовных - наслаждений. Разве не стоит того нирвана Будды - наслаждение, на много порядков более острое, чем сексуальное, и не оставляющее человека в течение нескольких недель? Но нет, человек пожертвовал высшим ради низшего.

Или. Сейчас к нам с Востока пришла чжень-цзю-терапия, лечение иглоукалываниями. Оказывается, на поверхности тела расположены многие точки, соответствующие внутренним органам - печени, почкам, сердцу, глазам и т. д. и т. п. Раздражая эти поверхностные точки, вы мобилизуете работу соответствующих органов. Результаты иглотерапии зачастую граничат с чудом. Но нужна ли была она раньше, эта магическая медицина, если человека во все мыслимые и немыслимые места кусали комары, прокалывая нашу кожу своими жалами, как иглами, и мобилизуя все органы без исключения? А осы, пчелы, овода и москиты? А зачем розе шипы? Неужели только для самозащиты? Нет же, это самая продуманная забота о самых внимательных к красоте людях. Заботьтесь о своих любимых и укалывайтесь на здоровье! Любовь целительна и для тех, кому дарят цветы, и для тех, кто дарит.

А су-джок-терапия? Оказывается, в подошве ноги человеческой тоже есть полный набор биоактивных точек. Найди только среди них нужную - и ты окажешь исцеляющее воздействие на заболевший орган. Сейчас Homo sapiens ходит в туфлях и штиблетах, и подошва его ноги защищена от всяких неприятностей, и его внутренние органы защищены тем самым от всяких возможностей исцеляющего вмешательства. А если горожанин и ходит босиком, то только по полу, по коврам или мягким половикам. Но ведь раньше он всю свою жизнь бегал, а деревенские дети и сейчас вплоть до совершеннолетия бегают, босиком по камням и колючкам, по стерне и крапиве, и на занозы, царапины и уколы уважающий себя мальчишка не обращает ни малейшего внимания. И здоровье не только у деревенских детей намного лучше, чем у городских, но и дети из города, приезжая к бабушке на каникулы, заметно поправляют свое здоровье. Конечно, тут и воздух чище, и вода без химии, и пища натуральная, но и су-джок-терапию не стоит сбрасывать со счетов.

И если в природе чередуются холодные и теплые сезоны, то и нашу внутреннюю ритмику эволюция сформировала такой, что нам нужно испытывать то холод, то жару. Но мы же умные, мы можем обеспечить себе тепло зимой и прохладу летом! Не зря же мы изобрели одежду, жилище, центральное отопление, вентиляторы и кондиционеры. И вот у нас вся жизнь - зимой и летом одним цветом. А в природе цвета меняются соответственно сезонам. И мы снова оказываемся в проигрыше из-за дисгармонии с природой. Природа нам стала не как облекающая нас живая - наша! - кожа, а как посторонний, чужой для нас кирзовый сапог, да еще не со своей ноги. Давайте же снова вживаться в природу настолько, чтобы нам опять стало трудно различить - снаружи или изнутри действует на нас какой-либо импульс!

Самые длиннопериодные колебания Размеренно колышется водная гладь, солнце всходит и заходит, земля совершает год за годом свой положенный путь вокруг нашего дневного светила. И все это приводит к неисчислимым последствиям в окружающей нас природе и в нашей внутренней природе. Есть ли какие-то еще более крупномасштабные ритмические процессы?

Сейчас много говорят об астрономических ритмах, при которых законченное изменение и возвращение к начальной точке происходит примерно за одиннадцать лет. У народов, имеющих многотысячелетний опыт наблюдений за природными явлениями, эта периодичность отражена в календарях.

На Востоке имеет широкое хождение, а сейчас приходит и в цивилизованный мир, так называемый "календарь животных" (год мыши, год коровы, далее - тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, свиньи). 60-летний цикл включает пять таких двенадцатилетних повторений, причем все животные меняют свой цвет: сначала они белые, в следующем двенадцатилетии черные, потом синие, красные, желтые.

Эта календарная система отражает регулярную биосферную повторяемость явлений, известную, например, по вариациям толщины годичных колец деревьев, по периодическим различиям в урожайности, по изменению поголовья промыслового зверя и улова рыбы; тут и ритмика патологий беременности, и цикличность в появлении потомства с повышенной жизнеспособностью, и регулярность эпидемий; в годы тигра и зайца наиболее часты засухи в среднеазиатских степях, и массовый падеж скота тоже приходится обычно на год зайца. Частота образования гроз также связана с подобной ритмичностью. Кометы чаще замечаются невооруженным глазом в определенные фазы календаря животных.

Не может не влиять эта регулярность и на организм человека. Восточная медицина требует учета календаря животных, равно как и суточного и лунного ритмов, при проведении сеансов иглоукалывания.

Многие другие ритмы привязаны к этому основному ритму, отраженному восточным календарем. Какова же возможная физическая основа этой несомненной регулярности? Сейчас установлено, что главным действующим фактором является закономерная изменчивость солнечной активности, которая не могла не отражаться на состоянии межпланетных физических полей и, само собой разумеется, влияла на наши земные, геофизические поля. Солнечная же активность хорошо коррелируется с расположением планет, которому ранее уделялось гораздо больше внимания, чем сейчас.

Понятно, что многие важные особенности каждого человека определяются параметрами полей, действовавших на него в момент зачатия, во внутриутробную стадию развития и в детском возрасте, когда организм еще не утратил пластичности. И все это, как выясняется, тесно связано с конфигурацией планет. Вряд ли можно подвергать сомнению и зависимость формирования человеческой личности от сезонной, месячной и недельной ритмики, определяемой положением Солнца и Луны. Но тогда сама собой возникает астрология, третируемая, высмеиваемая и... процветающая. Под каким знаком Зодиака ты родился, под какой звездой, при каком расположении Солнца, Луны и планет? И если на твое формирование оказали гораздо большее влияние генетические, семейные, социальные и экологические факторы, то ведь одно влияние не отменяет другого, взаимоналожение всех действующих начал обязательно проявит себя в окончательном результате.

К тому же астрология более человечна - она интересуется, какое воздействие на тебя, именно на тебя, единственного и неповторимого, оказали небесные тела, астрономия же изучает отстраненно-отчужденно, как они "сами по себе" путешествуют по небесному своду над тобой - мимо тебя!

Почему же мы говорим об одиннадцатилетнем цикле солнечной активности и иллюстрируем его двенадцатилетним "календарем животных"? Ну, во-первых, есть разброс данных в оценке периода в 11 лет, здесь фигурируют и другие цифры - 11,9 года, 12,5 лет. То есть принципиальных противоречий здесь нет. Кроме того, одиннадцатилетний цикл выведен из современных астрономических инструментальных наблюдений, которым никак не более четырех веков. Наблюдения же древних звездочетов и астрологов велись непрерывно и в массовом порядке многие тысячи лет. Они начались задолго до возникновения письменности, до появления "производящего" хозяйства, по крайней мере в позднем палеолите, то есть не позднее 20 тысяч лет тому назад. Несомненно, что наши нецивилизованные предки имели гораздо более глубокие и более целостные знания о человеке и его ближнем и дальнем мире.

Известны ли еще более длительные периодические биосферные изменения? Да, конечно. В последние полтора-два миллиона лет геологической эволюции, в четвертичном периоде, выделяются, как мы хорошо знаем, эпохи оледенений и межледниковых потеплений.

В более глубокой древности Ю.М. Малиновский различает ритмы по 22 миллиона лет в среднем, они контролируют периодичность процессов угленакопления, соленакопления, формирования месторождений нефти и газа, других залежей полезных ископаемых. Самые длительные регулярные повторения в геологическом развитии Ю.М. Малиновский связывает с галактическим годом длительностью около 180 миллионов лет - за это время Солнечная система завершает полный оборот по орбите вокруг центральных масс Галактики [21].

Еще более грандиозны индуистские кальпы - периоды времени по 4,3 миллиарда лет, разделенные на махаюги. Но понять по их влиянию на нашу жизнь роль этих наиболее длительных ритмов мы не можем непосредственно, - здесь нам приходится доверяться научным реконструкциям или мифологическим построениям. А это в любом случае опасно, потому что ведет к утрате самостоятельности мировоззрения.

Что мне мир, раз в этом мире нет меня?
Мир мне нужен, если миру нужен я [22].

Литература

1. Состояние окружающей среды в Новосибирской области в 1994 году. Новосибирск, 1995. С. 89.

2. Там же, с. 90-91.

3. Там же, с. 91.

4. Шелли П.Б. Защита поэзии // Избр. произведения. М., 1998. С. 712.

5. Там же, с. 715.

6. См., напр.: Слово жизни. Новый Завет в современном переводе. М., изд-во "Протестант", 1992. С. 101.

7. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 313.

8. Порохова В. Вступление (от переводчика) // Коран. Перевод смыслов и комментарии. М., 1997. С. 7.

9. Лама Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

10. Вивекананда Свами. Практическая веданта // Философия йоги. Магнитогорск, 1992. С. 350.

11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998. С. 366.

12. Вождь Сиэттл. Послание // Думая как гора. М., 1992. С. 70-71.

13. Евангелие мира от ессеев. М., 1995.

14. Экологически правильное дыхание // Зеленый мир, 1999. № 5. С. 14.

15. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения в шести томах. М., 1990. Т. 6. С. 66.

16. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека // Г.И. Гурджиев. Беседы с учениками. Киев, 1992. С. 133.

17. Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990. С. 14.

18. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор // Соч. М., 1953. Т. 5. С. 273

19. Евангелие мира...

20. Там же.

21. Малиновский Ю.М. Синфазная стратиграфия фанерозоя. М., 1982.

22. Северянин Игорь. Поэза ego моего // Избранное. Ростов на Дону, 1997. С. 65.

Дальше

Оформление - Julia
наполнение - Салина Е.Ю. и Салин М.Ю.
автор материалов - Салин Ю.С.