Salin.Al.Ru
Биография
Публицистика
Беллетристика
Учебная литература
Наука
Фотоработы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мне часто говорят, - создается впечатление, что ты выступаешь вообще против науки. Но ведь наука сама по себе - или хорошая или, в крайнем случае, никакая, нейтральная; делают ее хорошей или плохой те, кто употребляют ее достижения во благо или во зло. Возмущаться нужно действиями тех, кто дискредитирует науку, а не наукой.

На семинарах мы часто ищем все вместе - что же хорошего дала нам наука? Трудная, как выясняется, постановка. Ищут студенты искренне и целеустремленно, не в поддавки играют, об удобствах, комфорте даже и не заикаются, знают, что все это и человеку во вред, и от природы требует слишком больших жертв.

Вот, приходит в голову кому-нибудь, многие болезни побеждены... А сколько появилось новых, сразу же следует возражение из аудитории. И к их появлению причастна наука, иногда косвенно, в большинстве случаев напрямую. Ибо и к загрязнению среды, и к утрате сопротивляемости человеческого организма наука имеет не последнее отношение.

Читаю официальный документ, официальнее просто не бывает, - государственный доклад о состоянии природы в России: "В последние годы значительные изменения окружающей среды в результате антропогенного воздействия приводят к непредсказуемым последствиям в поведении популяций возбудителей и переносчиков опасных для человека и животных болезней, прежде всего вирусной этиологии. Могут возникать новые рекомбинанты возбудителей опасных вирусных инфекций с широкими адаптационными возможностями и другими свойствами, что грозит чрезвычайными эпидемическими вспышками с тяжелыми последствиями, особенно в регионах, неблагоприятных в эпидемиологическом отношении. При перестройке микробной биоты повышается активность многих природных очагов опасных для человека инфекций. А некоторые сапрофитические или условно патогенные микроорганизмы могут приобретать патогенные свойства и становиться возбудителями ряда болезней.

...В сложившейся ситуации наступление СПИДа - лишь первое звено в цепи возможных эпидемий неизвестных ранее заболеваний" [1].

Скучно жилось цивилизованному человеку, мало ему было войн, природных катастроф, открыл Америку и сифилис, сделал возможными рукотворные стихийные бедствия, создал СПИД, и все мало, мало, мало! Что ж, новые микробы вырастит, новые штаммы вирусов, которые в противомикробных и антивирусных препаратах будут жить, как в питательном бульоне, вот тогда мало не покажется, скучно не будет.

И наука будет бороться с загрязнением окружающей среды? Видали вы Саянова, Саянова не пьяного? Саянова не пьяного, - значит, не Саянова!

"Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства", - такое определение дает понятию "отходы" Закон Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" [2].

Что следует из этой бесстрастной и безобидной формулировки? Что все производство только тем и занимается, что изготовляет отходы. Ибо любая полезная вещь рано или поздно перестает нам служить, выходит из строя и отправляется на свалку.

Нет, говорят, ее можно снова пустить в производство как вторичное сырье. Ну хорошо, давайте обсудим проблему рециклинга и ресурсосберегающих технологий. Можем мы добиться полной утилизации отходов, чтобы ничто не уходило на свалку? Можем все новые продукты потребления делать только из старых, вовсе не вовлекая в процессы производства первичное сырье? Нет, не можем! По каким показателям можем мы судить об успешности наших попыток сбережения ресурсов и минимизации захламления и загрязнения природы?

Уменьшается ли добыча нефти и угля, свинца и кадмия, снижаются ли масштабы вырубки лесов, выкачивания воды из подземных и поверхностных резервуаров? Нет, конечно, они все возрастают и возрастают. И все достижения науки и технологии способны только немножко дольше задержать полученный от природы продукт в сфере использования. В конце концов все, что добыто из природы, в природу и вернется. Но не в том виде. С дактилоскопическими отпечатками цивилизации. Свинец и кадмий найдут себе место в легких человека и ни в чем не повинных животных, древесина превратится в фенолы, метилмеркаптаны и эпоксидные смолы, чистая вода в грязную воду. И где она, ресурсосберегающая и природоочищающая роль науки?

Читаю реферат студентки Ани Шавандриной. Он посвящен метеочувствительности человека, то есть его способности ощущать влияние небесных факторов, атмосферных и космических. Когда-то человек жил в гармонии с природой и чутко реагировал на любую ласку погоды, далеких излучений и естественных полей. Затем он создал для себя искусственную среду обитания, и эти ощущения стали для него чересчур тонкими. Но в периоды ослабления здоровья восприимчивость обостряется. Вот только те самые ощущения, которые раньше несли радость, теперь приносят боль: "Анализ накапливающихся данных позволяет сделать вывод о том, что проблемы болезненного реагирования на метеогеофизические возмущения кроются прежде всего в устройстве нашей повседневной жизни. Это и несоответствующие физиологическим ритмам ритмы труда и отдыха, нерациональное питание, преимущественное развитие механизмов социальной адаптации в противовес биологической адаптации, потеря для многих в ежедневной деятельности творческого начала, несущего радость; неправильная подача обучающей информации, тормозящая способность организма чувствовать окружающий мир и сливаться с ним".

Скажите, что в упомянутом "устройстве повседневной жизни" не связано с наукой? Особенно верно это относительно обрушивающегося на человека вала информации, от которого совершенно притупляется и в конечном счете атрофируется вся гамма чувств.

Человек становится механическим, расчетливым и бесчувственным, и если радость он изгонял через все микроскопические щели, то пришла беда - отворяй ворота. Во всю ширь. Если ты раньше отвергал притяженье земли, то теперь тебя проймет до печенок и легчайшее дуновение космического ветра из туманности Андромеды. И больные твои суставы начнут тяжко скрипеть от смещения цефеид относительно Альфы Центавра. Не хотел радоваться морозу - будешь зябнуть и мерзнуть. Отказывался наслаждаться ветром и дождем - начнешь простывать и болеть. И так со всеми шалостями погоды и других явлений природы.

Что же может быть общего между загрязнением среды, СПИДом и грядущими еще более страшными инфекциями, патологической метеочувствительностью и всеми прочими болезненными и катастрофическими проявлениями нынешней кризисной ситуации? Не захотел любить, познавать сердцем, предпочел ненавидеть и познавать одним разумом с корыстными расчетливыми целями - получай наказание за грехи рационального объективного познания.

Ну а что теперь-то мы можем поделать, если природа в праведном гневе обрушилась на нас всей своей мощью? Против лома нет приема...

Если нет второго лома, - не лезут за словом в карман студенты. А что, ведь правильно!

Науке холодной, отчужденной, враждебной надо противопоставить такую науку, в которой изучающий субъект не противопоставляет себя изучаемому объекту, а пытается встать на его место, представить себе - а не больно ли ему будет от такого бесцеремонного подглядывания?

Любить - это отдавать. Брать - значит ненавидеть. И если наука помогает нам брать любые блага у природы, то она служит злу, а не добру. В этом мы, слава богу, разобрались.

Никакой выгоды, никакого управления! Будешь ты управлять любимой женщиной? Нет же, ты будешь счастлив от одного того, что прочитаешь в ее глазах невысказанные, ей самой еще не ясные желания, и бросишься сломя голову их исполнять. Какая тебе выгода от собственного ребенка? (Ну как же, ответила одна мама из заочниц, детские пособия получаем...)

Вот так и надо относиться к любому изучаемому объекту, как к родной душе. И тогда никаких кар на нашу голову природа не обрушит.

Нет истины, где нет любви!

Литература

1.Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1994 году. М., 1995. С. 100.

2.Государственный доклад "Состояние природной среды и природоохранная деятельность в Хабаровском крае в 1998 году". Хабаровск, 1999. С. 55.

Оформление - Julia
наполнение - Салина Е.Ю. и Салин М.Ю.
автор материалов - Салин Ю.С.